1930 год

Осенью 1930г., из-под его пера выходят один за другим три больших фельетона, которые приносят ему много горя. Это: “Слезай с печки”, “Перерва” и “Без пощады”. Они, как всегда, основаны на фактах, опять подкреплены слишком обильными цитатами из газет. В первом случае речь идет о нарушении дисциплины, текучести рабочей силы в шахтах Донбасса, о беспомощности тамошних начальников. Во втором - о крушениях на железных дорогах, безответственности транспортников. Самый фельетон получил название станции - Перерва. Там произошло крушение, повлекшее за собой человеческие жертвы. О бескультурье, лени, пьянстве говорил третий фельетон. Но во всех трех случаях поэт не рассчитал силу удара, не точно определил свою позицию.
В книге И. Эвентова “Жизнь и творчество Демьяна Бедного” сказано:
“Ошибки, допущенные Д. Бедным, нуждались в общественной критике и заслуживали ее. Но внимательной и доброжелательной критики не было. Было нечто другое: сперва безудержное захваливание  ошибочных произведений, а потом огульное их поношение”.
Выступления ряда литературных критиков тех лет по поводу фельетонов “Слезай с печки”, “Перерва” и “Без пощады” также не касались существа проблем, волновавших поэта, и не помогли ему разобраться в причинах допущенных им ошибок. Смысл этих выступлений состоял в попытке дискредитировать Д. Бедного политически, бросить тень на всю его творческую работу.
Эту “критику” не поддержали видные общественные и культурные деятели нашей страны. Летом 1931 года в Коммунистической академии выступил А. В. Луначарский, который, не умаляя ошибок Д. Бедного, подчеркнул, что в основе его творчества лежат три важнейшие черты: партийность, массовость и художественность (реализм). В том же году А. Серафимович обратился к секретарям Центрального Комитета партии с обширным письмом по вопросам литературной политики. В письме говорилось: “Демьян Бедный - один из крупнейших наших писателей. Есть чему у него учиться? О, еще как! Превосходному языку из гущи народной - сжатому, меткому, незабываемому. Общественно-политический сарказм его (сарказм - самое трудное литературное оружие) убивает. И в этом у него никаких из современных писателей соперников нет”. Серафимович, таким образом, поддержал работу Д. Бедного-сатирика - именно она подвергалась нападкам в 1930-1931 годах. То же, что и Серафимович, сделал Михаил Кольцов на Первом съезде советских писателей (1934). “Наша литература, - сказал он, - обладает внушительными сатирическими силами. У нас есть Демьян Бедный, зачинатель пролетарской революционной сатиры...”
Итак, позже все встало на место. Но в тридцатом году, когда Демьян получил столь резкие политические обвинения, ему было тяжко. Такого удара он не получал никогда”.


1937 год

Московский Камерный театр поставил комическую оперу-фарс Бородина “Богатыри” с новым текстом Демьяна Бедного. Поэт сохранил основных действующих лиц старой пьесы, но изменил бытовое, шуточное содержание на социально-историческое. Вместо сказочного Густосмысла появился исторический Владимир, вместо безобидных любовных конфликтов - конфликты социальные. Пьеса Демьяна противопоставляла князя и его дружину народу. Спектакль был трактован как издевка над русскими богатырями, опорочение русской истории, в чем поэт бывал грешен и раньше. Спектакль и сама пьеса были немедленно запрещены. Печать клеймила позором автора. Довольно часто Демьяну припоминали прошлые грехи.
Его произведения были вычеркнуты из школьных и вузовских программ. Полное собрание сочинений поэта, начатое изданием в 1925 году, было оборвано на 19-м томе. Печальная участь постигла и последний прижизненный однотомник его избранных произведений.
Весной 1938 года написал памфлет на фашистскую Германию, послал в “Правду”. Вскоре вызвали. Взволнованный, помчался поэт в редакцию ночью. Сын рассказал, каким он вернулся:
“Лицо его было серо-пепельного цвета, он тяжело дышал и не мог разговаривать. Я налил ему стакан воды, и он, выпив его, стал отрезать кусок от лимона, лежавшего на столе. Смотрел отец куда-то вдаль, и я видел, как вместо лимона он режет свой палец. Боли он не чувствовал”.
Летом того же 1938 года по ложным обвинениям Демьян Бедный был исключен из партии.


Лирика Демьяна Бедного

Увидев, что предпочтение отдается лирике, Демьян сражался за свой жанр, требовал уважения к боевой поэзии, пророчил, что она еще понадобится, и тогда он сам, обладающий хоть и старыми, но крепкими бивнями, пригодится не раз, «когда придет грозовой момент». Из этой же речи видно, что борьба за свой жанр не приводила Демьяна к нетерпимости по отношению к другим.
«К некоторому, может быть, огорчению моих поэтических соратников, я должен открыто сказать, что я готов согласиться с теми, кто высоко расценивает мастерство Пастернака. У меня нет желания отрицать, что это прекраснейший поэт. И бояться нам Пастернака нечего. И коситься не надо...»
Демьян, правда, заметил, что стихи Пастернака не всегда понятны, но «Таковы и должны быть, по-видимому, стихи о любви. Не станет же влюбленный объясняться языком газетной передовицы...».
Себе Демьян упорно отказывал в праве на лирику.
Очень мало кто знал, сколько и каких им написано лирических стихов. Жена литературного критика Войтоловского, с которым Демьяна связывала долгая и тесная дружба, рассказала:

«Однажды Демьян встал из-за стола и сказал: «Теперь я вам прочту то, что никому не читаю и никогда не дам читать. Пусть после моей смерти печатают». И он вынул из глубины стола толстую тетрадь. Это были чисто лирические стихи необычайной красоты и звучности, написанные с таким наплывом глубокого чувства, что муж и я сидели как зачарованные. Он долго читал, и предо мной предстал совсем другой человек, повернувшийся новой стороной своего глубокого внутреннего мира. Это было непохоже на все то, что писал Демьян Бедный. Кончив, он встал и сказал: «Теперь забудьте об этом».

Все эти тетради — а их было немало — лет через десять оказались сожженными в минуту отчаяния на глазах у старшего сына.
«Напрасно, — вспоминает сын, — я просил его не сжигать тетради... Отец рычал и, багровея от гнева, уничтожал то, что хранил всю жизнь. «Надо быть таким болваном, как ты, чтобы не понимать, что это никому не нужно!».
И от всего богатства Демьяновой лирики не осталось ничего. Эту потерю, конечно, никак не восполнит случайный экспромт-раздумье, сохранившийся в памяти сына. На прогулке весной 1935 года он задал отцу вопрос: откуда идет поверье,будто кукушка отсчитывает годы жизни? И получил столь непохожий на известные нам стихи ответ, что стоит его привести:

Весенний благостный покой...
Склонились ивы над рекой,
Грядущие считая годы.
Как много жить осталось мне?
Внимаю в чуткой тишине
Кукушке, вышедшей из моды.
Раз... два... Поверить? Затужить?
Недолго мне осталось жить...
Последнюю сыграю сцену
И удалюсь в толпу теней...
А жизнь —
Чем ближе к склону дней,
Тем больше познаешь ей цену.

Интересно не только отношение Демьяна к лирикам, но и отношение лириков к нему. Борис Пастернак, которого Демьян признавал не без оговорок, оказывается, признавал Демьяна безоговорочно. Существует такая запись его высказывания, сделанная в 1942 году:

«Наверное, я удивлю вас, если скажу, что предпочитаю Демьяна Бедного большинству советских поэтов. Он не только историческая фигура революции в ее драматические периоды, эпоху фронтов и военного коммунизма, он для меня Ганс Сакс нашего народного движения. Он без остатка растворяется в естественности своего призвания, чего нельзя сказать, например, о Маяковском, для которого это было только точкой приложения части его сил. На такие явления, как Демьян Бедный, нужно смотреть не под углом зрения эстетической техники, а под углом истории. Мне совершенно безразличны отдельные слагаемые цельной формы, если только эта последняя первична и истинна, если между автором и выражением ее не затесываются промежуточные звенья подражательства, ложной необычности, дурного вкуса, то есть вкуса посредственности, так, как я ее понимаю. Мне глубоко безразлично, чем движется страсть, являющаяся источником крупного участия в жизни, лишь бы это участие было налицо...»

В этом высказывании есть с чем поспорить, но меткость сравнения с Гансом Саксом — поэтом из народа, действительно без остатка растворившемся «в естественности своего призвания», — страстной проповеди лютеранства и оцененным не кем иным, как Гёте, — безусловна. Безусловно и «крупное участие в жизни», которое было естественно для Демьяна Бедного, как дыхание.


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1(13) апреля 1883 - Родился в селе Губовка Александрийского уезда Херсонской губернии (Кировоградская область).
1894 - Окончил сельскую школу.
1896 - Принят в Киевскую военно-фельдшерскую школу. 1900 - Выпущен из школы ротным фельдшером 1900-1904-Проходит военную службу в Елисаветградском госпитале, одновременно сдает экстерном курс гимназии на аттестат зрелости.
1904 - Приезжает в Санкт-Петербург. Зачислен на историко-филологический факультет Университета.
1907 - Знакомство с поэтом-народником П. Ф. Якубовичем (Мелыпиным).
1908 - Начало переписки с большевиком В. Д. Бонч-Бруевичем.
1909 - Публикация стихов Е. Придворова в январской книжке журнала «Русское богатство».
1910 - Знакомство с В. Д. Бонч-Бруевичем.
1911, март-Смерть П. Ф. Якубовича (Мельшина).
1911, апрель-Первая публикация стихов в большевистской
газете «Звезда».
1912 - Вступление в большевистскую партию. Появление в «Звезде» подписи «Демьян Бедный». Май-Выход первого номера «Правды».
1912, ноябрь - Начало переписки с В. И. Лениным. Выход первой книги басен.
1913 - Получение выпускного свидетельства Университета.
1914 - Разгром «Правды». Начало первой империалистической войны. Мобилизация, отъезд на фронт.
1914-1915 - Фронт. Переводы басен Эзопа. Георгиевская медаль за храбрость.
1916 - Возвращение в Петроград. 1917, март-Возобновление «Правды». Апрель -Первая встреча с В. И. Лениным. Работа над повестью
«Про землю, про волю, про рабочую долю».
1917 - Великая Октябрьская социалистическая революция. Окончание публикации повести «Про землю, про волю, про рабочую долю».
1918 - Переезд с Советским правительством в Москву.
1918-1920 - Работа на фронтах гражданской войны.
1922 -- Первый однотомник избранных произведений.
Окончание и публикация поэмы «Главная Улица».
1923 - Награждение орденом боевого Красного Знамени
1925 - Выход первого тома Полного собрания сочинений.
1926 - Выступление на III Всесоюзном совещании рабселькоров.
1930 - Критика ошибочных фельетонов Д. Бедного.
1931 - Беседа с молодыми рабочими-ударниками в «Комсомольской правде».
1933 - Награждение орденом Ленина в связи с пятидесятилетием.
Премьера сатирического обозрения «Как четырнадцатая дивизия в рай шла».
1934 - Выступление на I Всесоюзном съезде советских писателей.
1941-1945 - Рабата в «Правда», «Известиях», «Комсомольской правде», «Красном флоте»  и других газетах, в «Окнах ТАСС».
1945, 25 мая - Скоропостижная кончина.


КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Основные издания произведений
Собрание сочинений в одном томе. Изд. «Рабочей газеты», 1922.
Полное собрание сочинений в 19 томах. М., Госиздат, 1924-1933.
"Коммунары", Федерация, 1932
Избранное, ГЛИ, 1935
Однотомник. М., изд-во ГЛИ, 1937.
"Слава", ГЛИ, 1945
Избранное. М., изд-во «Советский писатель», 1948.
Собрание сочинений в 5 томах. М., Гослитиздат, 1948.
Избранные произведения. М. 1963.
Собрание сочинений в 8 томах. М., изд-во «Художественная литература», 1964.
Библиотечка избранной лирики. М., изд-во «Молодая гвардия», 1967.
Избранные произведения. М. "Правда" 1985


Литература о творчестве
А. Ефремин, Громовая поэзия. М., Госиздат, 1929.
В. Куриленков, Демьян Бедный. М., изд-во «Советский писатель», 1954.
А. Макаров, Демьян Бедный. М„ изд-во «Художественная литература», 1964.
А. Монастырский, Поэт революции. Тамбовское книжное изд-во, 1963.
А. Прямков, Дооктябрьская «Правда» о литературе. М., изд-во «Советский писатель», 1955
И. Эвентов, Жизнь и творчество Демьяна   Бедного. Л., изд-во «Художественная литература». Ленинградское отделение, 1967.
И. Бразуль, Демьян Бедный. М., ЖЗЛ, изд-во «Молодая гвардия», 1967


Воспоминания
Воспоминания о Демьяне Бедном. Сборник. М., изд-во «Советский писатель», 1966

Хостинг от uCoz